Многие автомобили комплектуются такой полезной электронной системой, как адаптивный круиз контроль. Благодаря этой функции транспортное средство может без воздействия на педаль газа двигаться с заданной скоростью. Рассмотрим, каким образом электроника облегчает участь водителя в управлении машиной и обеспечивает безопасность в плотном трафике.
Содержание статьи
Преимущества адаптивного круиз-контроля
Главное преимущество адаптивной электроники перед стандартным круиз-контролем заключается в предоставлении возможности передвигаться на безопасном удалении от другого транспорта. С этой целью кроме поддержания постоянной скорости соблюдается требуемая дистанция до машины, находящейся впереди. Многие автовладельцы знают, что такое адаптивный круиз контроль и оценили его функциональность.
Благодаря круиз-контролю водитель освобождается от необходимости непрерывно воздействовать на педаль акселератора, что утомительно при поездках на дальние расстояния. Отличие адаптивного контроля заключается в расширенной функциональности, проявляющейся в возможности:
- эффективно уменьшать скорость автомобиля при возникновении препятствия;
- оперативно активировать механизмы торможения для недопущения столкновения с движущимся по одной полосе транспортом, вплоть до полного прекращения движения;
- разгонять машину до установленного водителем граничного значения.
Изменяя скорость, круизконтроль адаптирует автомобиль под интенсивность дорожного движения, обеспечивая безопасную дистанцию. В процессе работы электроники водитель может в любой момент установить новое скоростное ограничение.
Конструктивные особенности системы
Структура адаптивного круиз-контроля состоит из следующих элементов:
- радиолокационного датчика (лидара);
- цифрового процессора;
- электронного управляющего модуля;
- переключателей, установленных на педалях;
- панели управления.
С целью поддержания безопасной дистанции адаптивная система оснащена радаром (датчиком расстояния). Более дешевым вариантом является использование лидара, излучающего ИК лучи. Но, этот прибор имеет недостаток – эффективность его работы зависит от погоды. Благодаря радару реализуется главное преимущество адаптивного круиз контроля – возможность в автоматическом режиме выбирать оптимальную скорость для безопасной дистанции.
Принцип работы электронной системы
Радиолокационный датчик, установленный за решеткой радиатора, постоянно генерирует электромагнитные волны. Цифровой процессор по частоте отражения сигналов определяет скорость движения авто, а по времени возврата импульсов вычисляет расстояние до препятствия. Управляет адаптивной системой электронный модуль, который обрабатывает данные процессора, а также сигналы других датчиков и принимает решение ускорять или притормаживать транспортное средство.
Исполнительными устройствами круиз-контроля выступают механизмы других электронных систем автомобиля:
- дроссельная заслонка силового агрегата;
- автоматическая трансмиссия;
- клапаны тормозных механизмов и пр.
При возникновении препятствия ограничиваются обороты двигателя и молниеносно активируются механизмы торможения. После исчезновения преграды круизконтроль разгоняет авто до записанного в памяти значения. Дальность действия радиолокационного датчика, составляющая 150 м, достаточная для эффективного управления авто в скоростном диапазоне от 30 до 180 км/ч.
Взаимодействие с другой электроникой автомобиля
Для выполнения возложенных функций предусмотрена интеграция современного адаптивного круиз-контроля в другие электронные системы безопасности транспортного средства. Процессор взаимодействует с электронным блоком, контролирующим режимы двигателя, а также модулями, отвечающими за экстренное торможение машины. С целью работы с функцией «старт/стоп» реализована возможность активации круиз-контроля с 0 до 200 км/ч.
Также обеспечивается взаимодействие с модулем GPS-навигации. Установленное водителем значение скорости отображается на дисплее бортового компьютера. Об активизации электроники сигнализирует контрольная лампочка на панели приборов. В более продвинутых версиях адаптивного круиз-контроля устанавливаются дополнительные модули, предназначенные для обеспечения комфортного движения в пробках.
Порядок пользования
Для использования круиз-контроля предусмотрена панель управления, совмещенная с подрулевым рычагом:
- Водитель с помощью переключателей устанавливает требуемую скорость и нажатием кнопки SET заносит данные в память, активируя систему.
- Можно установить скоростное значение, если включить автоматику кнопкой ON и проехать на автомобиле с требуемой скоростью. Повторное нажатие этой клавиши изменяет границу ускорения.
- Благодаря кнопке RESUME система возвращается к установленному скоростному значению после торможения.
- Клавиша COAST включает режим замедления аналогичный отпусканию педали газа.
Прекращение работы автоматики происходит после нажатия кнопки OFF или после прикосновения к акселератору или тормозу. У машин с механической коробкой датчик отключения адаптивного круиз-контроля установлен также и на педали сцепления.
Подводя итог о функциональности адаптивного круиз контроля можно отметить, что это перспективная система, повышающая комфорт и безопасность при управлении автомобилем, позволяющая предотвратить столкновение при движении транспортного средства в плотном потоке.