Под понятием аккумулятор для автомобиля подразумевается устройство автономной подачи энергопитания. Это изделия входит в перечень главнейших составляющих компонентов, от которых напрямую зависит исправная работа транспортного средства. Средний показатель срока эксплуатации АКБ – 3-5 лет. Продолжительность исправной службы устройства определяется условиями его работы, соблюдением норм обслуживания, насколько правильно подобрали батарею для машины при совершении покупки.
Содержание статьи
- 1 Технические требования нового АКБ для транспортных средств
- 2 Особенности конструкции автомобильной батареи
- 3 Поведение устройства при низком температурном режиме
- 4 Главные характеристики аккумуляторных батарей
- 5 Классификация аккумуляторов для машины
- 6 Особенности эксплуатации автомобильного аккумулятора
Технические требования нового АКБ для транспортных средств
Автомобильный аккумулятор – вещь индивидуальная для конкретной модели автомобиля, поэтому выбирать новое устройство на замену рекомендуется тщательно и методично, учитывая технические требования производителя машины. Изделие выполняет такие главные функции:
- Приведение в действие стартера путем подачи электроэнергии;
- Подача электропитания на бортовое электрическое оборудование вместе с генераторной установкой в рабочем состоянии мотора;
- Подача питания в штатную сеть при завершении работы силовой установки.
Выбирать авто аккумулятор следует с учетом главных технических требований – это сила пускового тока агрегата, общее количество энергии, полярность. Эти параметры отличаются в зависимости от марки и модели транспортного средства. Так сила пускового тока отличается для моторов, работающих на дизеле и бензине. Для запуска работы дизельной установки необходим аккумулятор автомобиля с номинальным значением от 255 А, а для дизельной – от 300 А.
Это минимально допустимые показатели, необходимые для работы агрегата в теплое время года и при небольшом морозе. Для запуска стартера в зимнее время необходима батарея с большим номинальным пусковым током. Функциональные аккумуляторы для легковых автомобилей характеризуются величиной от 450 до 600 А с учетом технических требований для конкретных моделей. Для работы микроавтобусов, грузовиков и автобусов понадобиться АКБ с большим стартерным током. Что касается количества энергии – емкости батареи в автомобиле, то средние показатели такие:
Особенности конструкции автомобильной батареи
Конструкция современных моделей регулярно изменяется и совершенствуется. Устройство аккумулятора автомобиля (с номинальным показателем напряжения 12В) включает 6 отдельных отсеков – банок, заполненных электролитом и поочередно соединенных. Корпусная часть изготовляться из материала, устойчивого к химическому (кислотному) воздействию и не пропускающего ток, для чего производители используют прочный пропилен. В банках поочередно установлены электроды (положительные и отрицательные) со специальным защитным покрытием.
Для изоляции свинцовых пластин (электродов) с разными показателями полярности устанавливается сепаратор из пластмассы. Такая конструкция изделия разрешает улучшать технические характеристики оного. В обновленных моделях электроды, которые находятся внутри устройства, создаются из свинцово-кальциевого сырья. Принцип работы аккумулятора такого типа отличается невысокими характеристиками саморазряда (за 1 год в среднем 50% емкости), незначительным расходом дистиллированной воды.
Поведение устройства при низком температурном режиме
Современные аккумуляторы для автомобиля подзаряжаются при движении транспортного средства от генератора или же с помощью зарядного оборудования, работающего от сети. Работа батареи может изменяется в зависимости от температурного режима внешней среды. В морозную погоду химические процессы внутри емкости понижаются, падает номинальная характеристика стартерного тока и емкость разрядная. В полностью зараженном устройстве в сильный мороз замерзает электролитический состав. При низкой температуре снижается способность аккумулятора к подзарядке от генератора.
Непродолжительные поездки на транспортном средстве зимой (при включенном освещении) способны существенно разрядить батарею. Частая разрядка АКБ негативно сказывается на продолжительности службы изделия, чаще всего страдают «кальциевые» модели. Снижение зарядных свойств агрегата происходит при температуре – 10 оС, а при возрастании мороза до – 30 оС – зарядка практически пропадает.
В холодное время года аккумуляторы для машины рекомендуется снимать для периодической подзарядки с помощью сетевой зарядки. Предварительно согревают батарею до положительного значения температурного режима. Запрещается нагревать изделие в горячей воде, так как внутренние пластины частично осыпаются от резкого перехода «холод-тепло».
Главные характеристики аккумуляторных батарей
Экспертные тестирования независимыми организациями функциональных аккумуляторов для авто свидетельствуют, что при аналогичных базовых параметрах модели разных производителей имеют отличительные реальные показатели. При выборе конкретного товара учитывайте для какой марки нужен аккумулятор, рекомендации автоконструктора к этой машине, технические параметры. Главные технические характеристики автомобильных аккумуляторов следующие:
- Емкость изделия – характеристика, содержащая общее количество энергопитания, которое устройство способно отдать, при этом разряжаясь до наименее допустимого значения напряжения. Для исчисления используют Ампер-часы. В процессе использования агрегата показатель емкости постепенно снижается, окончанием сроком эксплуатации считается понижение номинального значения до 40%;
- Полярность – расположение клемм агрегата. Учитывайте, где находится «+» «–» при выборе модели. Штатные провода машины достаточно короткие, поэтому важно учитывать полярность изделия для верности его подключения на автомобиле.
- Габаритные параметры: изделие должно помещаться на площадку, отведенную для установки под капотом. Важно учитывать массу и размеры автомобильных аккумуляторов, подбирая конкретную модель. Для легковых машин используются батареи массой от 14 до 20 кг, эта величина указывается на этикетке товара. Стандартные типоразмеры агрегата могут быть промаркированы таким образом:
- Европа: высота корпусной части составляет 19 см, клеммы установлены в углублениях;
- Азия: высота корпусной части составляет 22-22.5 см, клеммы выступают над корпусом;
- Америка: высота корпуса отличается у разных производителей, а клеммы устанавливаются по бокам.
- Пусковой или стартерный ток: сила тока в аккумуляторе, подаваемая агрегатом на стартер для запуска. Маркировка этой величины определяется по разным методикам. Так, например, по отечественному ГОСТу измерение выполняют следующим образом: батарею охлаждают до – 18 оС и со стартерным током разряжают на протяжении 30 сек. Если после напряжение не опускается ниже отметки 8.4 В, то устройство пригодно для эксплуатации. На рынке представлена продукция с маркировкой:
- Европейский стандарт: после охлаждения до – 18 оС замеряется ток на протяжении 10 сек. с напряжением 7.5 В;
- Немецкий стандарт: при аналогичных условиях ток замеряется за 30 сек, при этом напряжение должно составлять 9 В и выше;
- Американский стандарт: условия тестирования аналогичны немецкому методу, но допустимый уровень напряжения составляет 7.2 В.
- Электродвижущие сила – показатель, который характеризует уровень напряжения на клеммах изделия без утечки и нагрузки (внешней).
ЭДС рассчитывается с учетом температуры и уровня плотности электролитической жидкости и исчисляется в вольтах. Чем больше плотность, тем выше ЭДС. АКБ с шестью банками (стандарт для большинства легковых авто) при температуре 18 оС и плотности 1.27 г. составляет 12.7 В.
Классификация аккумуляторов для машины
Устройство автомобильного аккумулятора разделяет эти изделия на такие основные категории:
- Свинцово-кислотные модели;
Отличается упрощенной конструкцией и состоит из 6 отсеков, внутри которых расположены полярные пластины (изготовленные из свинцового сплава), погруженные в кислотный раствор. Преимущество изделий этой группы – дешевизна, простота в эксплуатации, устойчивость к перезаряду, возможность заменить электролит (некоторые агрегаты необслуживаемые). К недостаткам такой конструкции относят разрушение пластин, которые находились внутри банок (одного отсека или нескольких), безвозвратную потерю емкости в случае разряда, короткий срок эксплуатации в сравнении с иными разновидностями. Свинцово-кислотные модели представлены такими товарными позициями: Mutlu Silver Evolution 55 (450), Зверь (ЗВ) 55АЗ, Tornado 55 А/ч.
- AGM модели;
Автоаккумуляторы этого типа еще называют гибридами – они совмещают в себе элементы обоих аналогов. В конструкции используется электролит, пропитывающий наполнитель между пластинами. Агрегат не теряет свою работоспособность при наклонах, но не рекомендуется полностью переворачивать изделие. Работа этих устройств отличается функциональностью, износоустойчивостью, долгим сроком использования. К недостаткам батарей относят чувствительность к перезаряду и разряду. Типичные AGM модели: Bosch 5951, Tudor AGM, Banner Running Bull.
- Гелевые модели;
В агрегатах электролитическая жидкость заменена на загущенную кислотную смесь (с помощью кремниевых составов), за счет чего повышена герметичность и устройство успешно используется под наклоном. Конструкция некоторых моделей предусматривает наличие специального индикатора для удобства использования. Главное преимущество изделий – сохранение работоспособности при разряде, длительный срок эксплуатации. К минусам гелевой батареи причисляют требовательность условий подзарядки, высокая себестоимость, поломка при неисправной работе генератора. Качественной продукцией этой категории считается Optima Yellow Top 55 Ah.
Среди главных показателей разделения автомобильных батарей на отдельные виды особое место занимает возможность обслуживания изделия. Так специалисты выделяют следующие три группы:
- Обслуживаемые: товары этой категории, состоящие из свинцово-сурьмянистой основы, считаются устаревшими. При поломке изделия можно заменить банки, части пластин, полностью разобрав конструкцию. Отличаются низкой ценой, необходимостью регулярного обслуживания. Уже через пару лет использования агрегата теряется в среднем половина номинального показателя емкости. Представителем этой категории считается Plazma Expert 6СТ-60Ач R;
- Малообслуживаемые: исправная работа подобных свинцово-малосурьмянистых изделий не требует регулярного обслуживания. Продукция надежна в эксплуатации, достаточно функциональна, недорогая. Главный недостаток – срок службы в среднем составляет 3 года. Типичные модели подобных батарей: Westa 6CT-60 Аз, Ista 6СТ-60 Aз Standard, Электроисток 6СТ-60 АзЕ;
- Необслуживаемые: свинцово-кальциевые устройства, пользующиеся наибольшим спросом среди автомобилистов. Изделие не требует специального обслуживания, крышка герметично закрыта без доступа к внутренним банкам. Индикация заряда устройства должна вестись регулярно, чтобы своевременно осуществить подзарядку. Продолжительность службы – 4-5 лет в зависимости от условий использования и соблюдения правил эксплуатации. Главный минус – дороговизна, так как стоимость в 2 раза выше в сравнении с малообслуживаемыми агрегатами. Большинство товаров компаний Bosch, Varta, Optima изготовляются именно в такой конфигурации.
Особенности эксплуатации автомобильного аккумулятора
Выбирая новую батарею для транспортного средства, учитывайте главные характеристики автомобильного аккумулятора для конкретной марки машины, особенности эксплуатации устройства, стоимость. Важный этап совершения покупки – тестирование работоспособности. Зачем это нужно? Своевременная техническая проверка батареи позволяет уберечь от лишних трат в случае приобретения некачественной или же бракованной продукции.
Эксперты отмечают, что оптимальными функциональными характеристиками обладают аккумуляторы немецкого производства компании Bosch, но при этом стоимость брендовых товаров на порядок выше менее известных аналогов. Недостаточно знать, как устроен и из чего состоит АКБ, чтобы купить качественное устройство. Учитывайте также следующие критерии:
- Обслуживание: некоторые модели требуют серьезного обслуживания – регулярного добавления жидкости, ремонта или замены банок и прочих компонентов. Менее требовательны малообслуживаемые агрегаты. Но помните, что даже необслуживаемая батарея нуждается в проведении регламентного ТО и проверки во избежание серьезных проблем в работе;
- Саморазряд – процесс, когда устройство простаивает и теряет емкость, которому способствуют кислотно-восстановительные явления на разно полярных электродах. Следующие описание хранения устройства направлено на снижение саморазряда: при понижении температурного режима упомянутый процесс замедляется, а при 0 оС – прекращается. Изношенная батарея саморазряжается быстрее. Для уменьшения саморазряда рекомендуется использовать новую воду и кислоту для электролита;
- Подзарядка: АКб заряжается от генератора во время движения машины, но этого недостаточно. В среднем 15-20% до полного заряда устройство недополучает, поэтому время от времени требуется подзарядка от сетевого устройства. Уровень заряженности определяется с учетом плотности и напряжению, что представлено в таблице:
- Разряд: при использовании батареи в морозную погоду или иных неблагоприятных условиях устройство теряет свои функциональные возможности и саморазряжается быстрее. Время разряда для устройства определяется емкостью – чем выше этот показатель, тем дольше способен проработать агрегат.
Не рекомендуется снимать аккумулятор, находящийся в работающем состоянии, чтобы не повредить работу всего автомобиля. Неисправности в работе АКБ наблюдаются в случае выхода из строя генератора, недостаточного заряда, существенного снижения емкости. Выбирая модель для личного транспорта учитывайте назначение аккумулятора и рекомендации по эксплуатации производителя.