Какие типы МКПП используются в современных автомобилях

Коробка передач – это один из главных агрегатов автомобиля, и основной ее задачей является регулирование определенной скорости и числа оборотов двигателя для наиболее эффективного распределения нагрузки в режиме эксплуатации. Механическая КПП является одним из самых популярных типов конструкции: такую коробку устанавливают в большинство современных моделей отечественных и зарубежных машин. Существуют разнообразные типы механических агрегатов, которые отличаются строением и функциональностью, а также особенностями эксплуатации и качеством.

Принцип работы механической КПП

Конструкция МКПП автомобилей представляет собой устройство из сцепленных друг с другом шестеренок, которые формируют передачи с соответственным передаточным числом. Каждая из них необходима для того, чтобы регулировать количество оборотов и оптимизировать нагрузку на мотор, чтобы его эксплуатация приводила к наименьшему износу и не перегружала силовой узел. От числа передач зависит и то, насколько хорошо машина будет вести себя в разных дорожных условиях.

Устройство механической КПП включает следующие элементы:

  • Картер, который расположен в нижней части. В его состав входят главные детали и компоненты. Данный элемент на 50% заполнен маслом, которое используется для смазывания внутренних механизмов во избежание чрезмерной нагрузки при повышенном трении.
  • В таких моделях коробок располагается первичный, вторичный и промежуточный валы с разным числом зубьев, вращение которых происходит в специальных подшипниках. В составе КПП есть и дополнительный вал, а также шестерня заднего хода.
  • Синхронизаторы, использующиеся для мягкого и бесшумного функционирования агрегата.
  • Кулиса, которая ответственна за переключение и оснащается блокировочным элементом и замком, выводится в салон, откуда осуществляется управление. Замок не позволяет одновременно назначить несколько передач, а блокиратор устраняет риск внезапного отключения.

Разновидности МКПП

Существующие типы КПП автомобилей, которые устанавливаются в автомобилях, отличаются по числу ступеней: этот показатель соответствует количеству передач, которые включаются в конкретном узле. Чаще всего современные машины комплектуются 5- или 6-ступенчатыми коробками, в старых моделях можно было встретить агрегаты с 4 режимами и задним ходом. Также механические КПП отличаются по числу валов.

Устройства с двумя валами. Виды этих коробок автомобилей содержат ведущий и ведомый элемент, которые размещаются параллельно друг другу. Передаточный момент осуществляется при помощи пары шестерней. Механическая двухвальная КПП автомобиля не имеет прямой передачи, главная шестеренка фиксируется на ведомой детали, а между остальными располагаются элементы синхронизации. Задняя передача включается при помощи вспомогательного вала, удержание выполняется фиксатором, а работа двух передач одновременно защищена блокировщиком. Эксплуатация КПП осуществляется посредством штока переключения и специального рычага, который позволяет выбрать нужную передачу.

Трехвальные КПП. Эти виды коробок автомобилей имеют ведущий, ведомый и срединный (промежуточный) валы. Первый элемент выступает из корпуса агрегата, соединяясь шлицами с диском сцепления, на нем лежит функция передачи крутящего момента на промежуточный компонент. Тот, в свою очередь, размещен в параллельном положении, соединяясь с ним шестеренками; на оси первичного вала находится и ведомый компонент, однако вращение происходит независимо от него. В промежутках между шестеренками находятся синхронизаторы.

Во время работы трехвальной КПП крутящий момент от системы сцепления направляется на ведущий элемент, после чего сцепляется с промежуточным и ведомым валами. Автомобилист выбирает передачу, передвигая рычаг, что включает требуемую вилку, которая перемещается вдоль вторичного вала и приводит в работу синхронизатор. Данная деталь совмещает скорости самого вала и шестеренок, включает зубчатый венец, служащий для сцепки элементов. Затем передача осуществляется на хвостовик МКПП, кардан, а оттуда – мост машины. В трехвальных видах коробок автомобилей реализована прямая передача, которая соединяет ведущий элемент с ведомым посредством синхронизирующей детали.

Особенности эксплуатации авто с МКПП

При покупке машины с механической коробкой необходимо запомнить положения кулисы для каждого режима. Как правило, на первой передаче скорость варьируется в пределах 15-20 км/ч, 2 – 20-40 км/ч, 3 – 50-60 км/ч, 4 – 50-80 км, 5 – более 80 км/ч. Другой способ – проверка показателей тахометра: повышение делается, когда обороты возрастают до 2000-2500 (бензиновый мотор) или 2000 (дизельный двигатель).

Перед началом езды необходимо проверить, стоит ли рычаг в нейтральной позиции, после чего выжимается сцепление, а ручка МКПП переключается в первое положение. Педаль сцепления отпускается медленно, газ нужно давать плавно. По достижении порога скорости или количества оборотов происходит переключение на одну из высших передач.

Чтобы эксплуатация автомобиля не привела к поломкам МКПП, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • Плавное нажатие педалей и мягкое переключение при помощи рычага: большинство поломок, в том числе стачивание и трещины шестеренок, связано с тем, что водитель слишком резко выбирает передачу.
  • Уровень расходной жидкости в коробке должен соответствовать требованиям по техпаспорту, иначе агрегат очень быстро выйдет из строя. Обслуживание желательно проводить в мастерской или у дилера.
  • Для большинства коробок передач требуется установка защиты картера, поскольку поддон легко повредить при езде по неровному покрытию или бездорожью, что приведет к протечкам, стукам и может вывести коробку из строя полностью.

Комментарии закрыты.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...