Автомобильные шины – тот элемент, без которого невозможно ездить на машине: это часть колеса, обеспечивающая контакт и сцепление с дорогой, поглощающая малые колебания, спровоцированные плохим покрытием, компенсирующая погрешность колесных траекторий и реализующая применение силы, необходимой для поездки. Современные покрышки отличаются не только по размеру и диаметру: они имеют состав с разными добавками, определенное устройство, объем, что обуславливает серьезные изменения стоимости и делают подбор резины для автомобилей довольно неоднозначным делом.
Содержание статьи
Разновидности шин
Основные отличия затрагивают следующие характеристики:
- Тип протектора. Покрышки могут иметь направленный, асимметричный или ненаправленный рисунок. Первый тип позволяет уменьшить опасность аквапланирования, ненаправленный узор позволяет поставить шину на колеса на любой стороне авто (такие изделия обычно стоят дешевле), а резина с асимметричным протектором сочетает два вида узора, и правый предназначен для езды в дождь, а левый – эксплуатации при сухой погоде.
- Сезонность эксплуатации. Существуют летняя, зимняя и всесезонная резина, и подбор осуществляется в соответствии с особенностями вождения, климатических условий, времени года. Применение летних шин позволяет обеспечить надежное сцепление с дорожным покрытием при высокой температуре воздуха, эти изделия имеют повышенный скоростной индекс колеса и долговечность за счет хорошей устойчивости к износу. Зимние покрышки используются в условиях заснеженной дороги, подходят для поездок по обледенелой поверхности, применяются при низкой температуре. Для этой резины характерны узкие протекторные канавки, в состав добавляются специальные компоненты для улучшения сцепления. Что касается всесезонных моделей, то такая автомобильная шина имеет универсальный протектор, и их можно ставить на колеса без необходимости регулярной замены осенью или весной. Нередко эти изделия приобретаются владельцами машин, имеющих большой объем двигателя (кроссоверы, внедорожники).
- Жесткость покрышек (технология изготовления предусматривает выпуск мягких, средних и жестких изделий). Первый тип, который также известен как скандинавский, рассчитан на суровые морозы с большим выпадением снега, его характеристики обозначаются буквами Q, R или T. Протектор покрышки должен справляться с трудными дорожными условиями, для чего имеет множество специальных ламелей, состав нередко дополняется кремниевой крошкой для улучшения сцепления с дорогой. Жесткие, или европейские шины, применяются в условиях агрессивной, быстрой езды, устройство позволяет ставить их на колеса при умеренном выпадении осадков и теплой температуре зимой. Маневренность достигается посредством усиленных ребер жесткости.
- Структура: классические покрышки, низкопрофильные шины для машины, имеющие малый объем, беспрокольные изделия (технология изготовления Run Flat). Как правило, первый вариант имеет меньшую стоимость, второй и третий типы стоят дороже; низкопрофильные покрышки улучшают управляемость автомобиля, а Run Flat обладают высокой стойкостью к проколам колеса.
- Физические параметры (ширина, диаметр). Так, на машину, имеющую малый объем двигателя, обычно ставят узкие покрышки, которые обеспечат максимальную маневренность и не скажутся негативно на управляемости. Если же транспортное средство имеет большой объем силового агрегата, эксплуатируется в специфических условиях или предназначено для работы с грузами, на него обычно ставят более широкие шины.
Производство резины для авто
Технология изготовления автомобильной резины предусматривает процесс разработки, который делают при помощи специальных компьютерных программ, моделирующих основные характеристики (объем, размер, протектор, профиль, состав и пр.). ПО позволяет выявить, как шина будет вести себя в тех или иных условиях, оптимизировать конструкцию колеса в целом, после чего в соответствии с полученным продуктом создаются пробные экземпляры и тестируются на стенде и в полевых условиях. При получении качественного результата шины поступают в массовое серийное производство.
Основные этапы создания:
- Резиновая смесь, используемая для изготовления. Состав может быть улучшен при помощи дополнительных компонентов, чтобы повысить качество сцепления с дорогой, износоустойчивость, ресурс и другие свойства. Наиболее часто для производства применяется каучук (основа смеси, может быть искусственным синтетическим или изопреновым), промышленный углерод, кремниевая кислота, смолы, вулканизирующие добавки в состав, которые делают прочность покрышки выше.
- Создание основных элементов шины. В производстве выпускается специальная лента, которая служит основой протектора и режется в соответствии с выбранным размером, делается каркас, брекер, сама шина, после чего создаются борта и бока покрышки, которые должны обладать определенной степенью жесткости, поддерживать объем и герметично фиксироваться на ободе колеса.
- Сборка готового изделия и вулканизация. Эти процессы выполняются на производственном барабане, при этом одни компоненты накладываются на другие, после чего идет их окончательная фиксация, формируется правильный объем и т.д.
Правила эксплуатации резины
Чтобы колеса автомобиля и сами шины прослужили дольше, рекомендуется соблюдать следующие правила:
- Необходимо приобретать качественные изделия, имеющие хорошую балансировку, состав, объем, правильную конструкцию и устройство.
- При вождении следует трогаться максимально плавно, чтобы избежать пробуксовки, которая увеличивает износ покрышек.
- Необходимо следить за давлением: при избытке или нехватке этот дефект нужно быстро устранить.
- Не рекомендуется использовать тактику агрессивного вождения при низком качестве дорожного полотна: это приведет в негодность не только сами шины, но и колеса в целом.
- Состояние шин (целостность полотна, отсутствие шишек, правильный объем) должно регулярно проверяться на шиномонтаже или самостоятельно: при наличии проколов, нарушения баланса им потребуется ремонт или замена в зависимости от степени повреждения.
- Для грамотной эксплуатации важно правильно обкатывать новые комплекты резины.
- Сезонную замену необходимо делать вовремя, а при превышении степени износа – менять имеющиеся комплекты на новые изделия.