Стеклоподъёмниками называют устройства, выполняющие задачу поднятия бокового стекла транспортного средства. Чаще всего такая система оборудована электроприводом. Однако на старых авто и базовых модификациях недорогих моделей можно встретить и механический стеклоподъемник, не такой удобный, но более надёжный.
Содержание статьи
Классификация систем
Существует немало различных вариантов стеклоподъёмников, в основном отличающихся:
- целевой направленностью, то есть местом установки (схема расположена на левой или на правой двери, спереди или сзади);
- типом привода;
- поднимающим механизмом.
Привод
Приводное устройство является главным из элементов, составляющих механизм стеклоподъемника. Он может быть механическим и состоять из сравнительно простого набора элементов, нескольких шестерней и рукоятки, с помощью которой регулируется степень открытия окна. Обычно для того чтобы поднять стекло ручка крутится по часовой стрелке, а для опускания – против часовой. Основные характеристики механического устройства – количество оборотов, необходимых для полного открывания и закрывания окна.
Принцип действия и схема электропривода более сложные. В состав приводного механизма такого стеклоподъёмника входят: шестерня или барабан привода, электромотор и редуктор червячного типа. Преимуществом такого варианта является простота использования, недостатком – увеличение стоимости авто. Характеристики системы – скорость закрывания (до 6 с) и напряжение питания (12 В).
Механизм подъёма
Подъёмные механизмы необходимы для непосредственного подъёма и опускания стекла. По конструкции они подразделяются на три типа:
- тросовые, схема которых состоит из гибкого элемента (зубчатого ремня, цепи или троса), натянутого между расположенными внутри двери роликами и пластины для прикрепления к стеклу;
- рычажное устройство, объединяющее рычаг, установленный на нём ползун и крепление к поднимаемому стеклу;
- реечные. Их схема включает неподвижную зубчатую рейку и крепящуюся к стеклянной поверхности пластину.
Перемещение стекла обеспечивается передачей движения от привода с помощью соответствующего механизма – рычага, троса или зубчатой рейки. А для того чтобы окно закрывалось в заданном направлении, в корпусе двери авто установлены специальные направляющие.
Управление
Система стеклоподъёмников имеет два варианта управления – электронное и непосредственное. Первый применяют только для электрических систем, в состав которых входят: электронный блок, входные и исполнительные устройства. Блок переключателей, управляющий всеми электростеклоподъёмниками авто, устанавливают на двери водителя.
Ручные системы используют только непосредственные способы подъёма стекла, к которым относится рукоятка. Для электрического стеклоподъёмника такая схема реализована с помощью переключателя режимов для двигателя механизма. В первой позиции характеристики электромотора обеспечивают его вращение в одну сторону для открывания стекла, во второй – позволяют закрыть боковое окно.
Дополнительные функции
Кроме обычных функций для подъёма и опускания стёкол система электрических стеклоподъёмников выполнять следующие задачи:
- автоматически закрывает и открывает окна;
- блокирует включение кнопки управления;
- останавливает движение стекла при встрече им препятствия во время закрывания;
- работает при выключенном зажигании.
Возможность автоматического закрывания и открывания позволяет полностью поднять или опустить стекло при быстром нажатии переключателя. Блокировка кнопок стеклоподъёмника повышает безопасность при нахождении на задних креслах детей. А опция, благодаря которой устройство работает некоторое время даже после выключения зажигания, помогает закрыть и открыть окно уже остановленного авто.
Функция безопасности, останавливающая процесс закрывания окна, позволяет снизить количество травм при попадании в него руки или, например, головы. Это же устройство препятствует поломке самого стекла, которое может быть повреждено посторонним предметом.
Основные поломки
Схема механических стеклоподъёмников достаточно простая, и неисправность может заключаться только в поломке механического элемента, который требуется смазать или заменить. Электрическая система намного сложнее, и для устранения проблемы требуется сначала обнаружить её причину.
При диагностике неисправности электростеклоподъёмника проверяются такие элементы и характеристики:
- автоматические переключатели и предохранители, которые могут перегореть;
- целостность проводов, ведущих к отдельному вышедшему из строя стеклоподъёмнику авто;
- работоспособность и характеристики центрального управляющего блока;
- электромотор подъёмного механизма, который чаще всего не работает из-за поломки или залипания щёток.
Чаще всего система механических стеклоподъёмников ремонтируется автомобилистами самостоятельно. А для того чтобы исправить электрическое устройство, особенно, на новых иномарках, обычно обращаются в автосервис.