Одним из необходимых условий устойчивой работы двигателя в современных автомобилях с электронной системой впрыска топлива является корректная работа датчика положения коленвала. Заменить его самостоятельно под силу практически каждому водителю.
Содержание статьи
Устройство и назначение.
Чтобы разобраться, как работает датчик коленвала, необходимо понять его назначение и устройство. Принцип работы отличается в зависимости от типа датчика.
Основным назначением датчика коленвала является согласование момента подачи топлива через форсунки в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Электронный блок управления двигателем получает сигнал с датчика и точно определяет момент подачи топлива. За счет этого обеспечивается своевременная его подача и устойчивая работа двигателя.
По своему устройству датчик частоты вращения коленчатого вала подразделяется на три вида:
- Датчик оборотов коленвала на магнитном эффекте;
- ДПКВ на эффекте Холла;
- Оптический датчик.
Не смотря на различия типов исполнения, принцип работы датчика всех трех видов идентичен. Он заключается в контроле положения коленвала посредством установки на шкив коленвала зубчатого колеса и возникновении импульса в датчике при прохождении зубьев колеса вблизи датчика.
Рассмотрим каждый тип отдельно:
- Датчики на магнитном эффекте. Сигнал посылается на электронный блок управления (ЭБУ) в тот момент, когда специальная метка (зуб) на шкиве проходит через магнитное поле датчика. Возникает импульс, основанный на эффекте магнитной индукции, который отправляется в блок управления. Одной из особенностей датчиков этого типа является то, что им не нужно отдельного провода питания. Кроме основного назначения, датчик этого типа отвечает за показания скорости движения автомобиля.
- Датчик Холла. Так называют датчик коленчатого вала, основанного на эффекте Холла. Импульс на ЭБУ подается в тот момент, когда к датчику приближается изменяющееся магнитное поле. Это обеспечивается за счет специального диска, установленного на шкив коленвала. Такие датчики могут выполнять функцию распределения зажигания.
- Оптический датчик также взаимодействует с диском, установленным на шкиве, на котором находятся зубья или отверстия. За счет перекрытия светового потока от светодиода датчик контролирует частоту вращения коленвала и формирует сигнал на ЭБУ. Эти датчики нуждаются в отдельном проводе питания.
Диагностика и замена.
Для того чтобы поменять датчик необходимо найти место его расположения и минимальный набор инструментов (как правило, это отвертка, крестовая или прямая или ключ 10х8).
Найти где находится датчик коленвала совсем не сложно. для этого достаточно посмотреть на шкив коленвала. Если на нем стоит зубчатое колесо и небольшой датчик возле этого колеса, то можно с уверенность сказать, что это именно то, что мы ищем – датчик положения коленчатого вала.
Демонтаж датчика осуществляем в следующей последовательности:
- Отключаем разъем проводов, идущих от датчика. Делать это необходимо аккуратно, дабы не повредить сам разъем, который выполнен из пластика.
- Очищаем место, где находится датчик положения коленвала от загрязнений. Определяем, какой инструмент (ключ или отвертка) необходим для откручивания болта крепления.
- Выкручиваем болт крепления и снимаем датчик.
Проверка датчика заключается в осмотре его на наличие механических повреждений. Также стоит визуально осмотреть провода, идущие от него к разъему. После этого подключают датчик к мультиметру, установленному на измерение сопротивления. Показание мультиметра должно быть в пределах 800-900 Ом. Если все показатели в норме, необходимо осмотреть место расположения датчика. Зубчатое колесо не должно иметь повреждений или загрязнений. Загрязнение специальных отверстий или расстояний между зубчиками влияет на правильность работы датчика, а, следовательно, и на работу двигателя.
Кроме самого датчика стоит проверить и цепь, по которой идет импульс к ЭБУ, а, в случае с оптическим датчиком, то и питание светодиода. Номер предохранителя, отвечающего за целостность цепи можно посмотреть в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля и проверить его исправность.
Действия по монтажу датчика производят в обратной последовательности. При этом на датчике необходимо установить оптимальный зазор между ним и зубчатым колесом. Оптимальный показатель 0,5-1 мм. Для его установки есть регулировочные шайбы, установленные между датчиком и посадочным местом. В последнюю очередь производят манипуляции с разъемом и запускают двигатель. Если датчик работает правильно, то двигатель запустится, и будет работать устойчиво, не глохнуть. Однако, при неустойчивой работе двигателя на холостых оборотах найдутся и другие причины, влияющие на это. Чтобы найти их и ответить на вопрос, что же вышло из строя, необходимо последовательно проверять датчики и исключать их выход из строя.